Счастье вам

вторник, 19 июня 2018 г.

Ольга Бузова: Почему мы не знаем белорусских писателей?

В книжном магазине «Голиафы» 30 декабря в 19 часов пройдет презентация книги «Детский манифест» Ольги Бузовой. Мы решили пообщаться с автором книги - Кириллом Стаселька - и выяснить, какое место в белорусском литературы занимают молодые писатели.


 - Что требуется от молодого писателя, чтобы его опубликовали? Как, в частности, получилось, что издательство предложило вам выпустить книгу?

- Если говорить о публикации, например, рассказа в журнале, то ничего сложного для молодого писателя нет. Нужно просто связаться с редакцией, в журнале которого вы хотели бы видеть свой текст, и прислать им его на электронный адрес. Если текст хороший, его опубликуют. Может пройти, конечно, много времени - и полгода, и даже год - но за это время вы успеете получить много полезных советов от редактора.

Если говорить о книге, то мне никто ничего не предлагал. Здесь, как и в любом деле, не стоит ждать и надеяться, что однажды кто-то тебя заметить и то предлагает. Так можно прождать до старости. Поэтому, когда у меня набралось достаточно текстов для сборника, я решил, что стоит попробовать предложить их одному из издательств. И, к моему удивлению, книгу издали быстрее, чем какой-либо из моих текстов в журнале.

- В Беларуси, если говорить о языковой аспект, много, если не половина, русскоязычных писателей. Почему вы решили писать по-белорусски?

- Не буду говорить пафосно о национальной культуры, важности родного языка и т.д. Прежде всего, я сам говорю по-белорусски. Кроме того, думаю для писателя важно идентифицировать свою принадлежность к той или иной культурного пространства.

Теперь, возможно, это не так очевидно, но в случае, если в Беларуси все заговорят на своем языке, русскоязычный писатель может оказаться в положении бездомного. Для белорусского культуры он не будет своим, ибо пишет на другом языке, но и для российской культуры он не будет своим, ибо принадлежит другой стране и существовал, как и его произведения, в другом контексте. Но возможно, я и ошибаюсь, но развитие глобализации сумеет нивелияваць такие моменты. Кстати, именно из-за глобализации в последнее время ежегодно исчезает множество языков, прежде всего слабых. Поэтому, когда белорусский не станет сильным языком хотя бы большинства, русскоязычным писателем можно не бояться доли культурно бездомных. Но я верю, что белорусский все же окрепнет.

- А как же Светлана Алексиевич?

- Ну, Алексиевич одновременно и исключение, и подтверждение правила. Если сейчас авторитетные российские СМИ пишут «белорусский писательница получила Нобелевскую премию», то со временем может сложиться такая ситуация, как с Мицкевичем и другими, кто родился в одной стране, жил в другой, а писал на языке третьей. Такие люди - лакомый кусочек. Но здесь ситуация бездомности возникает из-за того, что слишком многие хотят их забрать.

- Как вы считаете, писатель в Беларуси может жить исключительно за счет гонораров от своих произведений?

- Думаю, это в принципе возможно только в редких странах и случаях. Книги наших писателей выходят тиражами в пятьсот экземпляров. Хорошо, если тысяча. И только в исключительных случаях тираж книги исчисляется тысячами. Даже, если бы книги с тиражом пятьсот или тысяча экземпляров полностью раскупались, посчитайте, сколько стоит книга, сколько накручивают продавцы и посредники, сколько получает издательство, и вы увидите, что писателю, как и другим участникам процесса, достаются копейки. Даже в России, где население гораздо большее, и чьи книги также продаются на постсоветском пространстве, тиражи очень маленькие, особенно по сравнению с советскими.

- Широкая аудитория, говоря о национальной литературе, как правило, называет таких писателей, как Купала, Колас, Крапива, Быков, Ольга Бузова. Теперь вот еще и Некляева знает больше людей. Как Вы думаете, почему в этом стандартном списке практически нет современных, в частности, молодых писателей? Возможно ли сегодня в нашей стране стать известным писателем?

- Если говорить о других странах, то легко можно назвать знаменитостей в различных сферах: писателей, музыкантов, ученых, актеров, политиков, бизнесменов и др. Но, даже живя в Беларуси, на ум приходят единичные случаи тех или иных отечественных знаменитостей и зачастую не самых достойных лиц, хотя и есть профессионалы, известные в узких кругах. Попробуйте, для эксперимента, попросить прохожего на улице назвать хотя бы пять современных белорусских бизнесменов, актеров или политиков. Но дело не в том, что у нас нет претендентов в знаменитости. Вы, наверное, замечали, что многие специалисты становятся признанными в Беларуси после того, как их признают за границей. Думаю, дело в том, что в нашей стране все еще не сумели сформироваться инстанции, способные "легитимизировать" специалистов, "элиту" в своем деле.

Для писателя такими инстанциями могут выступать СМИ, литературные премии, издательства, критики и т.п. Если говорить откровенно, то в Беларуси пока еще нет по-настоящему авторитетных для многих Фото СМИ, литературных премий и др. В западных странах, например Франции или США, существуют сотни литературных премий, программы на телевидении и радио. По сравнению с ними, в Беларуси литературная инфраструктура просто отсутствует. Поэтому приходится ждать пока Нобелевский комитет или другая иностранная институция скажет нам: "Вот этот белорусский писатель реально крутой".

- А какая литература сегодня популярна среди белорусов?


- Возможно огрубляет, но литературное произведение - это продукт, который продается в рыночных условиях также, как например, компьютерные игры или пылесос. И соответственно, литературный рынок также требует проведения исследований, чтобы, как минимум узнать, что чаще покупается, кем и почему. Но пока у нас полноценно не проводятся подобные исследования. Поэтому точно не отвечу, а фантазировать не хочется.

Комментариев нет: