Почему родители выбирают семейную или домашнее образование для своих детей? В чем ее преимущества, а в чем сложности? Чем выделяются дети, которые не ходят в школу? Чего ждут от семейной образования и что получается в реальности?
Своим опытом делятся учительница Любовь Донник, чья дочь три года обучается на дому, основатель и руководитель школы английского языка «ОнТайм» Ольга Завьялова, чья дочь никогда не ходила в школу, и директор тайм-клуба «13:87» в Бобруйске Наталья Халанская, чей сын уже год учится дома. Когда они говорят об учебе своих детей, всегда говорят «мы», и это не случайно.
Ольга Завьялова: У меня двое детей. Старший Отходил в школу с первой по последнюю класс, то есть я понимала, как работает система. К тому же я и сама работаю в системе образования. Детки 4-5 лет - очень любопытные, даже до того, что они своих родителей ставят в ступор бесконечными вопросами «как», «почему», «зачем». А детям в 7 лет уже ничего не интересно, они не хотят учиться. Предлагаешь что-то новое, а в ответ - ой, ой, лучше мобильник или еще что. Что происходит между 4 и 7 годами? Школа.
И это, наверное, был тот момент, который заставил задуматься, можно попытаться сохранить эту детскую любознательность от рождения. Без школы. Мы начали изучать российский и американский опыт, потом выяснили, что и в Беларуси это существует, и решили попробовать. Когда нас спрашивают, вы до конца школы будете учиться дома, я отвечаю, что не знаю. Сейчас проблем нет, все хорошо, и мы продолжаем учиться дома. Мы сейчас пошли в 7-ую класс, а что будет в 8-ой - не знаю.
Наталья Халанская: В первый класс сын ходил в школу, а с второго класса мы были уже на индивидуальном плане обучения. Не было никакого плохого личного опыта. Как все обучались в школе, но после первого класса было много вопросов по поводу того, как организован процесс обучения: много детей в классе, нет времени заниматься тем, что нравится, не всегда актуальные знания получает. И также нужно было еще организовать процесс обучения таким образом, чтобы было удобно нам. У нас такая ситуация, что папа Романа живет в Минске, и Роман две недели или неделю на месяц уезжает к отцу, поэтому он просто не успевает регулярно ходить в школу. А со школой никак договориться нельзя. Это основные причины, почему он не ходит в школу.
Любовь Донник: Я считаю, что только дома семья является подлинным субъектом учебного процесса, она сама может выбирать методики обучения, учебники, глубину темы, темп усвоения материала, и все это в соответствии с особенностями детей и ценностями семьи. Для меня было важно, чтобы максимум внимания мы могли уделять содержания, а не формальность, как это происходит в школе.
Наталья Халанская : У нас не было никаких сложностей с формальными процедурами. Мы пришли в школу, обсудили, в школе нам предложили один год походить и посмотреть, как нам это будет нравиться. И потом мы просто написали заявление директора школы о том, что хотели бы учиться по такой системе, сделали ссылку на Кодекс об образовании, где указано, что каждый имеет право обучаться по этой системе. Мы должны были объяснить, почему мы не можем регулярно приходить в школу. У нас было объяснение, что отец не живет вместе с нами, он живет в Минске, и во-вторых, мы много раз в год выезжаем куда-то, можем выехать на выходные или на неделю.
Любовь Донник: На самом деле проблема существует, хотя у нас закон гарантирует возможность детям обучаться дома согласно индивидуальному плану, сдавать аттестации как дамовисься, потому что нет определенной процедуры сдачи аттестации в белорусском школе. Но по факту это право семья и дети с трудом могут реализовать.
Муж обошел четыре школы по прописке, то есть это были не какие-то случайные школы. И нам отказывали, говорили, что должны быть какие-то важные причины, но их важность определяет не семья, а директора школ. Это адоранасьць, спортивные успехи или какие-то исключительные случаи. Принципиально, что школа определяет, давать право обучать ребенка дома согласно индивидуальному плану или не давать. Фактически нам отказали. В
результате семьи оказываются в такой ситуации, когда просто вынуждены
идти на дистанционное обучение в Россию, просто потому, что здесь
отказали в школе по прописке. Такая проблема существует. Что
интересно, директор одной школы посоветовала обратиться к родительским
форумов и узнать о лояльные к индивидуальному плану школы!
Ольга Завьялова: С нас требовали причины для домашнего обучения. 15 или 16 раз я писала заявление, которое просто не принимали, не считали причину уважительной, отправляли нас к психолога. Были даже не могу сказать, что угрозы, но обещания, что они заставят нас сесть в класс ... С 28-го марта по конец августа мы заполняли бумаги, ходили к психолога, еще что-то делали.
В
последний день августа я написала 5 или 6 заявлений, они их не
принимали, я писала следующие заявления, и в конце концов разрешили. Это было на негатива, типа "ну ладно". Но
уже во второй классе все было просто, в третьей классе нам позвонили в
последние дни августа и попросили зайти на вахту, взять ключик и забрать
учебники. Мое мнение - они действительно очень боятся, как это пойдет. И
если видят, что все в порядке, то у них понижается градус негатива,
понижается градус какой агрессии ... На данный момент никаких нет
прэпонав. Мы сейчас перешли в 7-ую класс, написали заявление, взяли учебники и все.
Ольга Завьялова: Это не репрезентативной выборка. Старший сын у меня спокойный, уравновешенный, и для него любая система нормальная, он в нее впишется, найдет себе в ней место и устроится. Младшая - борец за справедливость, ей везде надо было от роду доказывать свое мнение и вступаться за любую несправедливость, даже если ее там и не было, все равно надо было поучаствовать. Поэтому детей сравнивать нельзя. Но я вижу, что у дочери НЕТ целого ряда комплексов, которые есть в большинстве, в том числе у нас, прошедших советскую школу.
Она абсолютно не боится выступать - не важно, будет аудитория 300 или 20 человек, она абсолютно спокойно выйдет и выступить. Я организовывала конференцию, и так случилось, что не приехали волонтеры, машина сломалась. Я поставила дочь встречать гостей, то ко мне половина участников конференции подошли и спросили, где вы нашли такое ребенок, все объяснила, ответила на все вопросы, со всеми, с кем надо было, пошутила ...
Анна Соусь: Люба, можно сказать, что дети, которые не ходят в школу более свободные, более открытые?
Любовь Донник: Я считаю, что это индивидуальные особенности, потому что ребенок и на домашнем обучении может быть замкнутым, погруженным в себя, и наоборот, дети, обучающиеся в школе, могут быть полностью открытыми и коммуникабельными. Моя дочь, хотя и на домашнем обучении, очень интравэртная, закрытая, робок, скромная. Я бы сказала, что она такая классическая девочка из школы, то есть она понимает границы, понимает, где она находится.
Но я вижу определенные моменты что до академических успехов: она абсолютно не боится сделать ошибку. Она не боится закрэсьлиць свою ошибку и исправить. Она может себя похвалить и поссориться сама на себя, когда она нашла какую-то ошибку. То есть это очень адекватная самооценка. Она к этому подходить не как к чему-то, что делает ее конкретно плохой (сделала ошибку, и поэтому она плохая ученица), она к этому подходить очень конструктивно. Мне это очень нравится.
Наталья Халанская: Мне трудно говорить, есть ли такое различие вообще. Мне кажется, что мы меньше режимные, нам не нужно вставать каждое утро, собираться и идти в школу. Мне кажется, детям на домашнем обучении проще сделать какой-то выбор. Никто не говорит, что ты сейчас должен заниматься этим или этим. Если ты не хочешь заниматься этим, ты можешь это не делать, можешь сделать это позже. Мой сын более организованный, он сам может рассчитывать по времени, что и когда ему нужно сделать. Немало 45-минутного обучения с перерывами. Сын сам решает, сам рассчитывает свое время. В Бобруйске у нас не так много детей, обучающихся вне школы. Мне очень нравился пример психолога Жени Юрковской. У нее трое детей, дочь уже окончила обучение вне школы, ее пример очень яркий.
Наталья Халанская: Это только мое мнение, не могу сказать, что это на сто процентов верно. Чего негативного лишены? Конфликтов, которые есть в школе между одноклассниками. Очень часто я слышу, что он должен пройти эту школу, должен пройти через эти конфликтные ситуации, но я так не думаю. Когда мы взрослые и есть какой-то конфликт, то совсем необязательно, что мы должны находиться в этом, мы можем просто отказаться иметь контакты с определенными людьми. А в школе нет такого выбора.
Во-вторых, авторитеты. К сожалению, учитель в современной школе в белорусском ситуации - это не всегда то авторитетный человек, который научит не только знаниям, но и таким вещам, как внимание друг к другу ... потому что просто нет времени. Активной гражданской позиции тоже не хватает. И мы не хотим менять школу или входит с ней в конфликт. Мне кажется, что социализация - это миф. Все равно наши дети ходят в кружки. Мой малыш всегда ходит играть прямо во двор с детьми, с которыми он бы играл в школе.
Любовь Донник: У нас минимум формальностей и максимум содержания, обучения и учебного процесса. Я просто понимала, что в школе я не буду с этим бороться, у меня нет на это ни сил, ни желания. Я просто не хочу играть в эту бюрократическую игру, не хочу, чтобы ребенок в это играла. Я хочу просто спокойно и качественно хорошо учиться со своей дочерью.
Любовь Донник: Это к вопросу о отрицательные моменты домашнего обучения. Я сама - учительница, мне в принципе нравится учебный процесс, мне нравится заниматься с детьми - и с группой детей, и со своей дочерью лично. Но это действительно трудный момент. И чаще всего это бремя несет на себе женщина. Дети, особенно в младшем возрасте все же должны быть под присмотром - и физическим, и надо заниматься кураторством учебного процесса. И это кто-то должен делать - в подавляющем большинстве случаев мать или отец. Есть сейчас разные варианты. Это может быть семейная кооперация, могут быть рэпэтытарския курсы, куда можно повести детей, или какой-то учебный центр, центр дополнительного образования.
Анна Соусь: Ольга, у вас есть работа и забота - школа английского языка. Как вам удается это все совмещать?
Ольга Завьялова: Мы когда шли на этот эксперимент, были уверены, что идем на какое супэрподьвиг. Я когда говорю «мы», то имею в виду и себя, и супруга. И мы были разочарованы. Мы рассчитывали, что это будет намного сложнее. Мы готовили себя к чему-то гораздо более затратного по времени, по напряжениях и другому. Оказалось, что эта школьная программа, если ты ее проходишь просто один на один, а не в классе с 30 детьми, оказывается совсем небольшой, и не такого объемной, не столь сложной.
С другой стороны тебе приходится организовывать этот процесс. Что-то мы сами придумали, как сделать. Нашли какие-то ресурсы в том же интернете, есть та же родительская кооперация, часть предметов разделили между собой. Историей и английским языком занимается муж, а я взялась за белорусский язык, потому что я ей не владею, соответственно для меня это вызов в том числе и себе, чтобы попытаться вместе с ребенком поднять уровень белорусского языка для себя лично. Старший брат участвует. Бабушка очень помогает, выполняет задачи, связанные с рутиной - правила русского языка, словарные диктанты - мы бы, наверное, просто не выдержали делать это изо дня в день, одно и то же.
Наталья Халанская: Мы имеем на это время. Это делаю не только я как мать, это мы делаем вместе с отцом Романа. Мы очень тщательно изучаем школьную учебную программу и выбираем, кто что будет изучать с сыном, и дальше по частям планируем. У нас дома есть распорядок, план дня, когда и что должно быть сделано, когда я занимаюсь, когда у него есть какой-то свободное время, и когда сын ходит на различные кружки и секции. Он много внешкольных учреждений посещает.
Анна Соусь: Фактически вы учителями стали?
Наталья Халанская: Я бы так не говорила. Если нам нужно какое-то консультация, а такое бывает (сейчас третья класс, совсем другая программа, более связная), то мы берем консультации у учителей. Наша учительница в школе, большой ей спасибо, делает для нас программу на четверть, где все подробно прописано, что мы должны изучить. И есть учебники, и поскольку у нас у каждого высшее образование, мы можем пока разобраться с программой третьей класса.
Ольга Завьялова: Мы идем по школьной программе и добавляем свыше. В частности, по математике мы добавляем американские материалы. Английский язык полностью выкладываем НЕ по школьной программе.
Любовь Донник: Поскольку это младшая школа, преимущественно мы идем по программе, потому что список навыков и умения, которыми должен обладать ребенок в начальной школе, достаточно адекватный. Но методы, которые предлагаются в школе, не совсем адекватные в том числе и в соответствии с физиологические особенностями детей. Да, мы идем по программе, но другими методами. Конечно, максимально я пытаюсь включить какой-нибудь творческий компонент в учебный процесс. Это не игра на самом деле, это творчество, это наивысший уровень усвоения какой-то теме, когда ребенок усвоил тему и может ее творчески переработать и выдать свой продукт на эту тему - текст или даже поделки-самоделки. Стараюсь, чтобы это было не только теоретически, а чтобы ребенок понимал, как практически применять эти знания.
Наталья Халанская: Мы должны каждую четверть приходит в школу и по школьной программе сдавать небольшие экзамены, писать контрольные работы, писать диктанты, все, что сдают школьники. Поэтому все же придерживаемся школьной программы. Но есть какие-то темы, которые мы изучаем в большей степени, чем в школе. Например, сын очень интересуется математикой и уже физикой, он ходит на различные технические кружки. Поэтому это он знает лучше, и мы имеем возможность более вперед заходит. Школьный минимум мы все равно знаем, но если есть интерес к чему-то другому, то учим больше.
Наталья Халанская: Как я вижу из Бобруйска, основной центр - в Минске. Там есть сообщества, проводятся какие-то мероприятия, конференции. И если есть поддержка общины, то это делать проще. В Бобруйске я пока пытаюсь какую общину вокруг себя собрать по этой тематике, но пока этих людей очень немного, несколько человек, и каждый делает этот выбор по-разному. Например, есть религиозные детки, которые не ходят в школу, они посещают религиозные учреждения. Для нас это не подходит: мы не сего сообщества.
Люба Донник: Мне кажется, что тенденция исхода из школы будет иметь развитие, люди будут уходить от конкретной школьной системы. Но очень важно понимать, куда уходит и ради чего. Надо понимать не то, что плохо в школе, а понимать, какую альтернативу мы хотим детям дать. Я
не думаю, что домашнее обучение станет массовым, потому что нужно очень
много временного ресурса и материального, и физического участия в этом
процессе. Тем не менее я
думаю, что альтернативные школы, средства и места, где можно получить
знания более эффективно, будут появляться и пользоваться спросом. Не думаю, что многие родители возьмут на себя такое бремя ответственности и будут массово переходить на семейную образование.
Ольга Завьялова: Сейчас некоторые люди боятся переходить на домашнее образование. Если посмотреть на пример советских времен, то в школу ходили все 100%, кроме тех, кто болен, при чем больной на уровне инвалидности. До последнего момента малознакомые люди, или даже знакомые, с кем давно не общались, когда слышали, что у меня ребенок не ходит в школу, спрашивали, а вы больны, или это связано со здоровьем. По мере того, как будет меняться ситуация, освещение этой темы, если люди будут знать, что есть такая возможность и она - для нормальных детей, более того, для одаренных детей, для тех детей, которые хотят освободить свое время для спорта, искусства , музыки, балета, по мере просвещения, я думаю, этого будет становиться больше.
Конечно, большинство родителей не смогут потянуть это, не рискнуть на такой эксперимент. Я читала, что в Америке домашнее обучение доходит до 13%, и у них это существует десятки лет. Поэтому я думаю, что выше эту цифру у нас не будет. В Беларуси в настоящее время, я думаю, это около 1%.
Своим опытом делятся учительница Любовь Донник, чья дочь три года обучается на дому, основатель и руководитель школы английского языка «ОнТайм» Ольга Завьялова, чья дочь никогда не ходила в школу, и директор тайм-клуба «13:87» в Бобруйске Наталья Халанская, чей сын уже год учится дома. Когда они говорят об учебе своих детей, всегда говорят «мы», и это не случайно.
Какие преимущества домашней образования
- Ольга Завьялова: Мы не тратим деньги на школьную форму, мы питаемся дома домашней едой. Мы не ходим в общественный туалет - для девочки это тоже вопрос немаловажный. И очень важно для спортсменки - мы высыпаемся. Никакой второй смены тоже нет.
- Наталья Халанская: Мы меньше режимные, нам не нужно вставать каждое утро, собираться и идти в школу. Детям на домашнем обучении проще сделать какой-то выбор. Если ты не хочешь заниматься этим, можешь не делать, можешь сделать позже. Немало 45-минутного обучения с перерывами. Сын сам рассчитывает свое время.
- Люба Донник: Моя дочь абсолютно не боится сделать ошибку. Она не боится закрэсьлиць свою ошибку и исправить. Она может себя похвалить и поссориться сама на себя, когда нашла какую-то ошибку. То есть это очень адекватная самооценка.
-
«Что происходит между 4 и 7 годами, когда дети теряют интерес? школа »
Анна Соусь: Домашняя или семейная образование - это прежде всего выбор, ответственность и большая работа родителей. Почему вы не хотели для своих детей традиционной образования в школе? Или это было связано с вашим личным опытом или на это повлиял пример других родителей и детей?Ольга Завьялова: У меня двое детей. Старший Отходил в школу с первой по последнюю класс, то есть я понимала, как работает система. К тому же я и сама работаю в системе образования. Детки 4-5 лет - очень любопытные, даже до того, что они своих родителей ставят в ступор бесконечными вопросами «как», «почему», «зачем». А детям в 7 лет уже ничего не интересно, они не хотят учиться. Предлагаешь что-то новое, а в ответ - ой, ой, лучше мобильник или еще что. Что происходит между 4 и 7 годами? Школа.
И это, наверное, был тот момент, который заставил задуматься, можно попытаться сохранить эту детскую любознательность от рождения. Без школы. Мы начали изучать российский и американский опыт, потом выяснили, что и в Беларуси это существует, и решили попробовать. Когда нас спрашивают, вы до конца школы будете учиться дома, я отвечаю, что не знаю. Сейчас проблем нет, все хорошо, и мы продолжаем учиться дома. Мы сейчас пошли в 7-ую класс, а что будет в 8-ой - не знаю.
Наталья Халанская: В первый класс сын ходил в школу, а с второго класса мы были уже на индивидуальном плане обучения. Не было никакого плохого личного опыта. Как все обучались в школе, но после первого класса было много вопросов по поводу того, как организован процесс обучения: много детей в классе, нет времени заниматься тем, что нравится, не всегда актуальные знания получает. И также нужно было еще организовать процесс обучения таким образом, чтобы было удобно нам. У нас такая ситуация, что папа Романа живет в Минске, и Роман две недели или неделю на месяц уезжает к отцу, поэтому он просто не успевает регулярно ходить в школу. А со школой никак договориться нельзя. Это основные причины, почему он не ходит в школу.
Любовь Донник: Я считаю, что только дома семья является подлинным субъектом учебного процесса, она сама может выбирать методики обучения, учебники, глубину темы, темп усвоения материала, и все это в соответствии с особенностями детей и ценностями семьи. Для меня было важно, чтобы максимум внимания мы могли уделять содержания, а не формальность, как это происходит в школе.
Что нужно сделать, чтобы можно было учиться дома
Анна Соусь: Что нужно сделать родителям, чтобы домашняя, семейная образование для их детей стала реальностью? Которые бюрократические, формальные процедуры необходимые для этого? С какими сложностями сталкивались вы? Всем ли это по силам?Наталья Халанская : У нас не было никаких сложностей с формальными процедурами. Мы пришли в школу, обсудили, в школе нам предложили один год походить и посмотреть, как нам это будет нравиться. И потом мы просто написали заявление директора школы о том, что хотели бы учиться по такой системе, сделали ссылку на Кодекс об образовании, где указано, что каждый имеет право обучаться по этой системе. Мы должны были объяснить, почему мы не можем регулярно приходить в школу. У нас было объяснение, что отец не живет вместе с нами, он живет в Минске, и во-вторых, мы много раз в год выезжаем куда-то, можем выехать на выходные или на неделю.
Любовь Донник: На самом деле проблема существует, хотя у нас закон гарантирует возможность детям обучаться дома согласно индивидуальному плану, сдавать аттестации как дамовисься, потому что нет определенной процедуры сдачи аттестации в белорусском школе. Но по факту это право семья и дети с трудом могут реализовать.
Директор одной школы посоветовала обратиться к родительским форумов и узнать о лояльные к индивидуальному плану школы!
Ольга Завьялова: С нас требовали причины для домашнего обучения. 15 или 16 раз я писала заявление, которое просто не принимали, не считали причину уважительной, отправляли нас к психолога. Были даже не могу сказать, что угрозы, но обещания, что они заставят нас сесть в класс ... С 28-го марта по конец августа мы заполняли бумаги, ходили к психолога, еще что-то делали.
Они очень боятся, как это пойдет. И если видят, что все в порядке, то у них понижается градус негатива.
Дети не боятся сделать ошибку
Анна Соусь: Чем отличаются дети, которые не ходят в школу, а учатся дома? Ольга, у вас двое детей, старший учился в школе, а младшая - нет. Чем они отличаются?Ольга Завьялова: Это не репрезентативной выборка. Старший сын у меня спокойный, уравновешенный, и для него любая система нормальная, он в нее впишется, найдет себе в ней место и устроится. Младшая - борец за справедливость, ей везде надо было от роду доказывать свое мнение и вступаться за любую несправедливость, даже если ее там и не было, все равно надо было поучаствовать. Поэтому детей сравнивать нельзя. Но я вижу, что у дочери НЕТ целого ряда комплексов, которые есть в большинстве, в том числе у нас, прошедших советскую школу.
Она абсолютно не боится выступать - не важно, будет аудитория 300 или 20 человек, она абсолютно спокойно выйдет и выступить. Я организовывала конференцию, и так случилось, что не приехали волонтеры, машина сломалась. Я поставила дочь встречать гостей, то ко мне половина участников конференции подошли и спросили, где вы нашли такое ребенок, все объяснила, ответила на все вопросы, со всеми, с кем надо было, пошутила ...
Анна Соусь: Люба, можно сказать, что дети, которые не ходят в школу более свободные, более открытые?
Любовь Донник: Я считаю, что это индивидуальные особенности, потому что ребенок и на домашнем обучении может быть замкнутым, погруженным в себя, и наоборот, дети, обучающиеся в школе, могут быть полностью открытыми и коммуникабельными. Моя дочь, хотя и на домашнем обучении, очень интравэртная, закрытая, робок, скромная. Я бы сказала, что она такая классическая девочка из школы, то есть она понимает границы, понимает, где она находится.
Но я вижу определенные моменты что до академических успехов: она абсолютно не боится сделать ошибку. Она не боится закрэсьлиць свою ошибку и исправить. Она может себя похвалить и поссориться сама на себя, когда она нашла какую-то ошибку. То есть это очень адекватная самооценка. Она к этому подходить не как к чему-то, что делает ее конкретно плохой (сделала ошибку, и поэтому она плохая ученица), она к этому подходить очень конструктивно. Мне это очень нравится.
Наталья Халанская: Мне трудно говорить, есть ли такое различие вообще. Мне кажется, что мы меньше режимные, нам не нужно вставать каждое утро, собираться и идти в школу. Мне кажется, детям на домашнем обучении проще сделать какой-то выбор. Никто не говорит, что ты сейчас должен заниматься этим или этим. Если ты не хочешь заниматься этим, ты можешь это не делать, можешь сделать это позже. Мой сын более организованный, он сам может рассчитывать по времени, что и когда ему нужно сделать. Немало 45-минутного обучения с перерывами. Сын сам решает, сам рассчитывает свое время. В Бобруйске у нас не так много детей, обучающихся вне школы. Мне очень нравился пример психолога Жени Юрковской. У нее трое детей, дочь уже окончила обучение вне школы, ее пример очень яркий.
Без конфликтов и БРСМ
Анна Соусь: Чего негативного лишены «НЕшкольные» дети? Например, булингу, эпидемий гриппа, членство в «пионерах» и БРСМе ... А чего положительного лишены дети, которые не учатся в школе? Социализации ...Наталья Халанская: Это только мое мнение, не могу сказать, что это на сто процентов верно. Чего негативного лишены? Конфликтов, которые есть в школе между одноклассниками. Очень часто я слышу, что он должен пройти эту школу, должен пройти через эти конфликтные ситуации, но я так не думаю. Когда мы взрослые и есть какой-то конфликт, то совсем необязательно, что мы должны находиться в этом, мы можем просто отказаться иметь контакты с определенными людьми. А в школе нет такого выбора.
Во-вторых, авторитеты. К сожалению, учитель в современной школе в белорусском ситуации - это не всегда то авторитетный человек, который научит не только знаниям, но и таким вещам, как внимание друг к другу ... потому что просто нет времени. Активной гражданской позиции тоже не хватает. И мы не хотим менять школу или входит с ней в конфликт. Мне кажется, что социализация - это миф. Все равно наши дети ходят в кружки. Мой малыш всегда ходит играть прямо во двор с детьми, с которыми он бы играл в школе.
Любовь Донник: У нас минимум формальностей и максимум содержания, обучения и учебного процесса. Я просто понимала, что в школе я не буду с этим бороться, у меня нет на это ни сил, ни желания. Я просто не хочу играть в эту бюрократическую игру, не хочу, чтобы ребенок в это играла. Я хочу просто спокойно и качественно хорошо учиться со своей дочерью.
«Мы не ходим в общественный туалет - для девочки это тоже вопрос немаловажный»
Ольга Завьялова:Полностью согласна с Любой по поводу формальностей и боязни сделать ошибку. С другой стороны добавлю какие-то материальные вещи. Мы не тратим деньги на школьную форму, мы питаемся дома, соответственно питаемся домашней едой. Мы не ходим в общественный туалет - для девочки это тоже вопрос немаловажный. И очень важно для спортсменки - мы высыпаемся. Никакой второй смены нет тоже. Мы ложимся тогда, когда нам нужно, мы встаем, когда нам нужно. И у нас нет необходимости вставать в 7 или 6.30 утра, чтобы в 8 утра быть на уроке. Многие дети говорят, что они спят первые 2 урока. А мы высыпаемся, а потом начинаем или учиться, или едем на тренировку. Эти формальности касаются не только самого учебного процесса, но и других моментов, связанных с обычным жизнью, удобным одеждой, едой, местами общественного пользования и графиком сна.«Чаще всего это бремя несет на себе женщина»
Анна Соусь: Вы все говорите «мы». Я так понимаю, что большую часть своего времени вы посвящали детям, фактически вы в них учителя. Или это сознательный выбор, что большинство вашего времени занимает учеба ваших детей?Любовь Донник: Это к вопросу о отрицательные моменты домашнего обучения. Я сама - учительница, мне в принципе нравится учебный процесс, мне нравится заниматься с детьми - и с группой детей, и со своей дочерью лично. Но это действительно трудный момент. И чаще всего это бремя несет на себе женщина. Дети, особенно в младшем возрасте все же должны быть под присмотром - и физическим, и надо заниматься кураторством учебного процесса. И это кто-то должен делать - в подавляющем большинстве случаев мать или отец. Есть сейчас разные варианты. Это может быть семейная кооперация, могут быть рэпэтытарския курсы, куда можно повести детей, или какой-то учебный центр, центр дополнительного образования.
Анна Соусь: Ольга, у вас есть работа и забота - школа английского языка. Как вам удается это все совмещать?
Ольга Завьялова: Мы когда шли на этот эксперимент, были уверены, что идем на какое супэрподьвиг. Я когда говорю «мы», то имею в виду и себя, и супруга. И мы были разочарованы. Мы рассчитывали, что это будет намного сложнее. Мы готовили себя к чему-то гораздо более затратного по времени, по напряжениях и другому. Оказалось, что эта школьная программа, если ты ее проходишь просто один на один, а не в классе с 30 детьми, оказывается совсем небольшой, и не такого объемной, не столь сложной.
С другой стороны тебе приходится организовывать этот процесс. Что-то мы сами придумали, как сделать. Нашли какие-то ресурсы в том же интернете, есть та же родительская кооперация, часть предметов разделили между собой. Историей и английским языком занимается муж, а я взялась за белорусский язык, потому что я ей не владею, соответственно для меня это вызов в том числе и себе, чтобы попытаться вместе с ребенком поднять уровень белорусского языка для себя лично. Старший брат участвует. Бабушка очень помогает, выполняет задачи, связанные с рутиной - правила русского языка, словарные диктанты - мы бы, наверное, просто не выдержали делать это изо дня в день, одно и то же.
Наталья Халанская: Мы имеем на это время. Это делаю не только я как мать, это мы делаем вместе с отцом Романа. Мы очень тщательно изучаем школьную учебную программу и выбираем, кто что будет изучать с сыном, и дальше по частям планируем. У нас дома есть распорядок, план дня, когда и что должно быть сделано, когда я занимаюсь, когда у него есть какой-то свободное время, и когда сын ходит на различные кружки и секции. Он много внешкольных учреждений посещает.
Анна Соусь: Фактически вы учителями стали?
Наталья Халанская: Я бы так не говорила. Если нам нужно какое-то консультация, а такое бывает (сейчас третья класс, совсем другая программа, более связная), то мы берем консультации у учителей. Наша учительница в школе, большой ей спасибо, делает для нас программу на четверть, где все подробно прописано, что мы должны изучить. И есть учебники, и поскольку у нас у каждого высшее образование, мы можем пока разобраться с программой третьей класса.
Можно учиться не по школьной программе
Анна Соусь: Или вы придерживаетесь школьной программы полностью? Списков литературы и всех планов? Можете варьировать?Ольга Завьялова: Мы идем по школьной программе и добавляем свыше. В частности, по математике мы добавляем американские материалы. Английский язык полностью выкладываем НЕ по школьной программе.
Любовь Донник: Поскольку это младшая школа, преимущественно мы идем по программе, потому что список навыков и умения, которыми должен обладать ребенок в начальной школе, достаточно адекватный. Но методы, которые предлагаются в школе, не совсем адекватные в том числе и в соответствии с физиологические особенностями детей. Да, мы идем по программе, но другими методами. Конечно, максимально я пытаюсь включить какой-нибудь творческий компонент в учебный процесс. Это не игра на самом деле, это творчество, это наивысший уровень усвоения какой-то теме, когда ребенок усвоил тему и может ее творчески переработать и выдать свой продукт на эту тему - текст или даже поделки-самоделки. Стараюсь, чтобы это было не только теоретически, а чтобы ребенок понимал, как практически применять эти знания.
Наталья Халанская: Мы должны каждую четверть приходит в школу и по школьной программе сдавать небольшие экзамены, писать контрольные работы, писать диктанты, все, что сдают школьники. Поэтому все же придерживаемся школьной программы. Но есть какие-то темы, которые мы изучаем в большей степени, чем в школе. Например, сын очень интересуется математикой и уже физикой, он ходит на различные технические кружки. Поэтому это он знает лучше, и мы имеем возможность более вперед заходит. Школьный минимум мы все равно знаем, но если есть интерес к чему-то другому, то учим больше.
Может ли домашнее обучение стать массовым
Анна Соусь: Когда я искала участниц для этой передачи через фейсбук, Люба сбросила ссылку на ячейку для родителей, которые практикуют семейную образование для своих детей. В ней более полутора тысяч человек. По вашим сведениям, насколько такая альтернативная система обучения распространена в Беларуси и какая тенденция сейчас? Вас становится больше? Насколько объединенные родители и дети, которые учатся дома?Наталья Халанская: Как я вижу из Бобруйска, основной центр - в Минске. Там есть сообщества, проводятся какие-то мероприятия, конференции. И если есть поддержка общины, то это делать проще. В Бобруйске я пока пытаюсь какую общину вокруг себя собрать по этой тематике, но пока этих людей очень немного, несколько человек, и каждый делает этот выбор по-разному. Например, есть религиозные детки, которые не ходят в школу, они посещают религиозные учреждения. Для нас это не подходит: мы не сего сообщества.
Не думаю, что многие родители возьмут на себя такое бремя ответственности.
Ольга Завьялова: Сейчас некоторые люди боятся переходить на домашнее образование. Если посмотреть на пример советских времен, то в школу ходили все 100%, кроме тех, кто болен, при чем больной на уровне инвалидности. До последнего момента малознакомые люди, или даже знакомые, с кем давно не общались, когда слышали, что у меня ребенок не ходит в школу, спрашивали, а вы больны, или это связано со здоровьем. По мере того, как будет меняться ситуация, освещение этой темы, если люди будут знать, что есть такая возможность и она - для нормальных детей, более того, для одаренных детей, для тех детей, которые хотят освободить свое время для спорта, искусства , музыки, балета, по мере просвещения, я думаю, этого будет становиться больше.
Конечно, большинство родителей не смогут потянуть это, не рискнуть на такой эксперимент. Я читала, что в Америке домашнее обучение доходит до 13%, и у них это существует десятки лет. Поэтому я думаю, что выше эту цифру у нас не будет. В Беларуси в настоящее время, я думаю, это около 1%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий